Биения

Материал из Обслуживание и ремонт фортепиано
Перейти к навигации Перейти к поиску

Плавность изменения биений в одноименных консонансах по всему диапазону при их хроматическом проигрывании является одним из основных критериев настройки инструмента. Темп биений должен возрастать при проигрывании интервалов слева направо. Темп биений интервала обычно возрастает в два раза при продвижении вверх на октаву во время такого проигрывания.

Про биения, возникающие в интервалах при легком несовпадении частот обертонов обычно можно сказать следующее:

  • можно назвать нижнюю и верхнюю ноту проигрываемого интервала
  • номера соответствующих (бьющихся) обертонов
  • знак биений - положительный или отрицательный. На слух определить знак биений невозможно.
  • можно указать частоту самих биений (темп биений). Частоты хорошо прослушиваемых человеческим слухом биений обычно находятся в диапазоне от 0 до 50 гц. Биения с частотами расположенными в начале этого диапазона обычно называют медленными, а остальные - быстрыми. Быстрые биения обычно производятся первой парой совпадающих обертонов интервала.
  • биения могут быть хорошо слышимые или нет. Чтобы биения хорошо прослушивались амплитуды соответствующих обертонов должны быть достаточно велики в сравнении с амплитудами самых интенсивных тонов. С другой стороны, воспринимаемая интенсивность биений будет максимальной если амплитуды бьющихся обертонов одинаковы. Чем больше центовая разница совпадающих гармоник, тем отчётливее слышны биения в интервале ([источник]).
  • биения звучат спокойно или нет. Медленные биения обычно звучат спокойно. При приблизительном равенстве амплитуд бьющих обертонов биения могут восприниматься как резкие.
  • можно примерно указать частоту совпадения обертонов вокруг которой и образуются биения. Разумеется, она должна находиться в диапазоне частот, слышимых человеческим ухом: 20-2000гц.
  • биения могут быть маскирующие и маскируемые. (Маскирование невозможно для колебаний фазы которых существеннно не совпадают)
  • бывают метабиения, возникающие в аккордах
  • биения могут возникать в самом органе слуха - в базилярной мембране внутреннего уха. Их ещё называют фантомы или комбинационные тона.
  • бывают бинауральные биения, которые возникают в центральной нервной системе при прослушивании разных звуков левым и правым ухом.